Новости компании

31 Март 2014
Новости

«Серьезная экономия затрат на топливо возможна?»

От всех страждущих перевозчиков России этот вопрос мы задали Михаилу Никину основателю компании «Инфорком», человеку, который 23 года назад начал заправлять автоперевозчиков России и соседних стран.   М. Н. : Возможна! Причем появились новые пути экономии, которые раньше были невозможны.

 

Кор.: Неужели перевозчик теперь сможет назначать себе цену за топливо?!

 

 

М. Н. : Ирония оказалось уместной. Назначать нет, а выбирать из тысяч различных АЗС те, на которых вас устраивает цена, качество, сервис, отсутствие обналички, теперь можно. Соответственно этому выбору сделать так, что топливные карт ваших водителей будут обслуживаться только на этих АЗС и топлива им нальют ровно столько, сколько вы укажите по каждой карте в личном кабинете на сайте «Инфорком». И это далеко не все. Но в самом начале я бы хотел сделать важное общее замечание. Большинство автопредприятий не в состоянии контролировать свои затраты на топливо. Им кажется, что они получили хорошие цены, скидки, отсрочки, но спросите их по какой цене сегодня заправился их транспорт в конкретных местах и вам мало кто ответит что-то вразумительное, разве что поднимут счета за топливо за прошлый месяц. Но выбирать и сравнивать надо сегодня, а не месяц назад. Тем более, что разница цен даже в одной сети «Роснефть» на соседних АЗС может достигать почти двух рублей. А кто из руководителей реально знает, сколько украли его водители топлива? И не тешьте себя иллюзиями, часто с ними в сговоре и те, кто принимает от них отчеты после рейса. Подчеркиваю, я не говорю о том, что руководители проявляют безхозяйственность. У них в большинстве случаев не было способов серьезно влиять на ситуацию.

 

Кор. : Вы хотите сказать, что в этих процессах что-то изменилось?

 

 

М. Н. : Да, изменилось. Анализ показывает, что потери, связанные с перечисленными проблемами могут составлять до 20 процентов от затрат на топливо. Мы неоднократно говорили о том, что даем возможность управлять затратами предприятия. В частности «Инфорком» это единственная компания, которая публикует на своем сайте цены на каждой заправке и, казалось бы, можно было, пройдясь по маршруту выбрать на каких АЗС заправляться, на каких – нет. Но как технически это исполнить? Способов для этого не было. Сейчас они появились. И буквально с этого, с 2014 года появились совершенно новые уникальные способы управления затратами.

 

Кор.: Это связано с каким-то техническим перевооружением, с какой-то технической

революцией в области заправки по картам?

М. Н. : В принципе да. Действительно всё это стало возможно с переходом на прием топливных карт в режиме онлайн.

 

Кор.: Для большинства наших читателей это звучит как китайская грамота. Какая

разница – онлайн или оффлайн?

М. Н. : Принципиальная разница заключается в том, что в режиме оффлайн терминал, который принимает карту, лишь записывает информацию в свою память и передает ее на сервер один раз в сутки. В терминал передается стоп-лист, а на карте фиксируется суточный лимит топлива. Вот и все чем вы можете управлять в этом режиме: открыть-закрыть и поменять лимит и то лишь через замену карты. В режиме онлайн при каждой заправке терминал через сотовую сеть устанавливает связь с сервером. Объектом управления становится всё, что вы напишите на сервере – выбор АЗС, выдача литров на карточку, установка пин-кодов, самостоятельная блокировка карточек, любые виды лимитов (суточные, недельные, 12-ти часовые), разрешение на дополнительные сервисы (ремонт, заправка эд-блю, получение запчастей, мойка).

 

Кор. : Получается, что количество сервисов возрастает безгранично?

М. Н. : Абсолютно верно. То, что я перечислил относится к новым возможностям автопредприятий. Вместе с тем у нас появляется возможность создавать новые тарифные условия для клиентов, бонусные программы, делать доступными новые услуги.

 

Кор. : А почему этого нельзя было сделать раньше?

М. Н. : Раньше так нельзя было сделать потому, что в целом в России каналы передачи информации были к этому не готовы. Сейчас обратившись назад, мы легко вспомним, что не на каждой АЗС был стационарный телефон, а десять лет назад не на каждой АЗС принимала сотовая связь. Да и сейчас, в общем-то, можно найти места, где никакие виды сотовой связи еще не работают. И нужно было дождаться момента, когда средства передачи данных будут позволять работать в онлайне и при этом не по убийственному тарифу, чтобы не отдавать все деньги сотовым операторам. Сегодня такая возможность есть.

 

Кор. : Выглядит всё очень просто, но с другой стороны мы видим что кроме «Инфоркома» ни у кого подобных предложений нет.

М. Н. : В том-то и дело что звучит это достаточно просто, а технологически исполнить это на уровне программно-аппаратного комплекса достаточно сложно. Если бы монетизировать эту историю, то есть если бы «Инфорком» захотел приобрести подобные программы в готовом виде у каких-то компаний разработчиков, то, наверное, стоимость покупки исчислялась многими миллионами евро, а срок разработки и внедрения растянулся бы на несколько лет.

 

Кор. : Но ведь «Инфорком» делает всё это самостоятельно?

М. Н. : Да, одно из больших преимуществ «Инфоркома» изначально заключалось в том, что мы еще двадцать лет назад создали свой мощный IT-отдел, никогда никаких готовых чужих решений не покупали и соответственно не становились заложниками каких-то третьих компаний.

 

Кор. : Мы знаем, что сейчас на рынке идет большая перетряска, связанная с тем, что американская компания «Флиткор» какое-то время назад купила «Петрол Плюс» и

достаточно жестко пересмотрела условия работы с сетями АЗС, что вызвало массовое недовольство.

М. Н. : Не только недовольство. Многие сети АЗС попали в положение, при котором они просто не знают что делать. Потому что им объявили, что тот программный продукт, который был приобретен ими раньше и по которому работали их топливные карты, больше поддерживаться не будет – покупайте всё заново или добровольно-принудительно работайте через «Петрол Плюс». Как прямой результат этого на протяжении 2013 года практически каждую неделю в «Инфорком» шли обращения от различных сетей АЗС с просьбой переключиться на процессинг «Инфоркома». И это заставило нас задуматься о том, чтобы действительно начать предоставлять свои технологические решения сетям АЗС и каким-то третьим компаниям. В октябре мы впервые участвовали в выставке «АВТОКОМПЛЕКС-2013» (Автозаправочный комплекс. Автотехсервис. Гараж и паркинг) под брендом «Инфорком-технологии», и интерес был огромный. Сейчас мы не торопимся продавать свои технологии, предоставлять их направо и налево, но мы уже реализовали несколько успешных проектов, когда по технологии «Инфоркома» работают совершенно иные топливные карты и у нас сейчас сформировалась уже большая очередь из тех, кто хочет работать по нашей технологии.

 

Кор. : Но ведь это означает что и количество терминалов по стране, на которых может приниматься карта «Инфорком», должно вырасти?

М. Н. : Оно не просто вырастет, оно вырастет лавинообразным образом. Сейчас мы даже сдерживаем заключение договоров по той причине, что у нас самих терминалов на складе не хватает. Ближайшие партии терминалов, которые мы должны получить, это две партии – одна в 300, другая в 500 терминалов. Это только те терминалы, которые будут устанавливаться в ближайшее время. То есть это носит по-настоящему лавинообразный характер. И соответственно для всех, кто пользуется либо картами «Инфорком», либо картами, работающими по технологии «Инфоркома», зона покрытия будет существенно увеличиваться.

 

Кор. : Но ведь «Инфорком» и так покрывает практически всю территорию России, Украины, Беларуси, Прибалтики, Польши. Куда еще расширяться?

М. Н. : По широте охвата проблем нет. Мы действительно продвинулись и до Дальнего Востока, терминалы «Инфоркома» стоят и там. Но расширение происходит внутри областей, внутри крупных городов. Учитывая что «Инфорком» был традиционно сориентирован на перевозчиков международных и междугородних, все заправки располагались вдоль магистралей. И когда приходил какой-нибудь клиент, скажем, компания из Брянска «Школьные автобусы», которой нужно чтобы в каждом районном центре были заправки, работающие по топливной карте, конечно у нас их не было, мы говорили «Извините, это не наш бизнес». Я думаю, что по итогам 2014 года терминалов будет столько, и размещенных с такой плотностью, что по топливным картам «Инфорком» или по этой технологии смогут заправляться любые типы клиентов: такси, школьные автобусы, развозка пиццы, местные оконные заводы и т.д.

 

Кор. : В предыдущей статье на тему мифов и реальности заправки по топливным картам, мной был сделан очень большой акцент на то, что ни у кого кроме «Инфоркома» на сайте цен нет. Поэтому даже если кто-то введет такой режим обслуживания топливных карт, позволяющий выбрать АЗС из списка – на каких разрешить, на каких запретить заправку своим автомобилям – смысла в этом не будет, поскольку нет цен на этих АЗС, а значит и выбирать не из чего.

М. Н. : Совершенно верно, эти технологические преимущества имеют смысл вместе с открытостью, когда продаются не пустые обещания, а автотранспортному предприятию дается реальная картина цен на каждой АЗС, из которой можно выбирать. И эти новые возможности управления, то есть выбора АЗС в сочетании с наглядностью, устраняют возможность недобросовестного манипулирования ценами. Я с интересом прочитал статью в предыдущем номере «Автоперевозчика» «Мифы и реальность топливных карт», где в частности на примере Е100 были показаны вот эти манипуляции. Даже позднее выяснилось, что для этого существует американский термин «дрифтинг», когда клиента сначала завлекают низкой ценой, а потом потихонечку «прикручивают» так сказать, идет такой дрейф в сторону недобросовестности. Наша технология исключает такие возможности, во-первых делая наглядным всё, и во-вторых – давая возможность выбора из сотен и тысяч АЗС в сторону наиболее привлекательных, там где реально лучшая цена.

 

Кор. : В чем привлекательность для сети АЗС, в чем маркетинговая идея? Почему они выстраиваются в очередь за переход на технологии «Инфорком»?

М. Н. : Здесь два фактора. Первое – наши технологии, наверное, действительно лучшие, потому что они разрабатывались клиентоориентированной компанией, потому что мы и есть ведущая компания по обслуживанию клиентов, мы только этим занимаемся на протяжении 23 лет и поэтому мы знаем, что программировать и как программировать, и создали с этой точки зрения, наверное, лучший продукт. А второе – мы предлагаем его на совершенно уникальных коммерческих условиях, когда сетям АЗС совершенно не нужно вкладывать денег. Фактически их уже существующая карта просто начинает обслуживаться через наши терминалы, и за это сеть АЗС платит от 7 до 14 копеек с литра заправляемого топлива, и на этом все их затраты и инвестиции заканчиваются. Поэтому нет никакого риска вложения денег.

 

Кор. : Но если так всё просто, то получается, что собственную карту может сделать не только сеть АЗС, но и крупный автоперевозчик?

М. Н. : Совершенно правильный вопрос, потому что действительно по этому пути идут некоторые крупные автоперевозчики или их объединения. То есть конкретные примеры – топливная карта АСМАП, топливная карта БАМАП, которые сделаны абсолютно по нашей технологии. И инвестиции и АСМАПа, и БАМАПа равны нулю. А при этом они получили собственные топливные карты, работающие по самым современным технологиям и на самых лучших коммерческих условиях, причем которые они могут самостоятельно улучшать. То есть они могут приходить в любую сеть АЗС – в «Лукойл», в «Газпром», в «Роснефть» – и под свою топливную карту получать лучшие условия.

 

Кор. : То есть перевозчики могут обращаться к Вам с этой идеей, чтобы сделать свою

топливную карту?

М. Н. : Для крупных перевозчиков, уровня «Магнит», «Деловые линии», «Лори», это оправдано.

 

Кор. : Вернемся к технологическим преимуществам онлайна. Одна из самых

распространенных проблем, бич для автотранспортных предприятий, это обналичка

через топливные карты. Эти новые технологии, о которых вы говорили, как-то

могут повлиять на этот процесс, с тем, чтобы руководители предприятий могли

бороться с обналичиванием?

М. Н. : В одном из моих личных автомобилей, предназначенных для путешествий, установлена рация. И когда ты её включаешь на частоте, на которой водители общаются между собой, эфир постоянно полон предложений на какой заправке какое количество топлива кто кому  готов продать или купить. Причем странным образом чаще всего там звучит «Лукойл», даже не знаю почему. За 23 года существования нашего бизнеса я не увидел ни одного эффективного способа борьбы, кроме как отказаться от АЗС на которых идет активное обналичивание топлива. Это единственный эффективный способ. И в этом смысле наши новые технологии дают эту возможность. Не надо ждать решения «Инфоркома», достаточно войти в личный кабинет, поставить крестик на той АЗС, на которой вы считаете, ваши водители обналичиваются, и на этой АЗС ваша карта приниматься не будет. И конечно сочетание нашей системы заправки по карте, с системой спутникового мониторинга, дает очень высокий результат. Потому что если вы поставите отдельно спутниковый мониторинг, вы будете видеть, сколько попало в бак топлива, если у вас установлен датчик, но с чем сравнивать? И совсем иное, когда вы в режиме онлайн всё время имеете возможность сравнить цифру, за которую расписался водитель, и которая прошла по терминалу, и сколько реально попало в бак. Это эффективно. Кроме того, если посмотреть не только на проблему обналичивания, а вообще на проблему расходования топлива водителем на рейс, то мы даем возможность решить эту проблему глобально – просто установить количество литров, которые вы посчитали обоснованным на период времени или на рейс, или привязали к какому-либо еще критерию. То есть перевозчик может самостоятельно, зайдя в личный кабинет, выделить на карту литры или установить суточные лимиты, или установить недельные, часовые лимиты (допустим, каждые 12 часов водитель сможет получать столько-то топлива и не больше). Если подводить итог, то я сказал бы что это две самых запрашиваемых потребности, о которых очень много всегда говорилось с руководителями предприятий. Это была их просьба: «Мне не нужно тысячи АЗС, мне нужно на этой трассе десять АЗС, но чтобы на них была лучшая цена, не было обналички и не было недоливов». Мы эту возможность дали. И вторая возможность – условно сравним её с талонами. Почему во многих регионах до сих пор еще живы и процветают талоны? Потому что они действительно дают возможность экономить. Выдал определенное количество талонов, считаешь эту цифру обоснованной, даже если водитель сэкономил 20 литров и один талон продал, у вас это обоснованная рассчитанная цифра. Так вот, мы воссоздаем эту возможность на совершенно другом технологическом уровне – цивилизованно и с возможностью корректировки по ходу выполнения. Если машина пошла в Челябинск 2 тысячи километров туда и 2 тысячи километров обратно, вы посчитали что это 1520 литров на рейс. Зашли в личный кабинет, установили эти литры на карту водителя. Больше он просто не сможет заправить, соответственно обналичить или украсть иным способом. Если даже возникли корректирующие обстоятельства, например, маршрут изменился, и машина едет не напрямую в Москву, а куда-нибудь в Курган, в Оренбург – вы зашли в личный кабинет и добавили водителю недостающие литры.

 

Кор. : А блокировки карт – утерянных, украденных – порядок как-то меняется с

введением этих новых технологий онлайн?

М. Н. : Радикально меняется. Больше не надо звонить или присылать бумагу нам. Мгновенно, как только вы узнаете о том, что карта похищена или потеряна, или водитель запил на стоянке и начал по этой карте безудержно обналичивать деньги, вы заходите в личный кабинет, самостоятельно блокируете эту карту, и тут уже всё зависит только от вашей собственной расторопности. Сейчас у большинства компаний, заправляющих по топливным картам, на блокировку дается несколько суток. За эти сутки сливаются тонны топлива по одной карте. Меняется что-то? Меняется. Вы всё делаете самостоятельно и не нужно нас ставить в известность.

 

Кор. : Пин-код будет использоваться на этих картах? Потому что насколько я знаю, пин-код раньше на топливных картах «Инфорком» не использовался.

М. Н. : Действительно мы не использовали ранее пин-код, потому что сплошь и рядом мы видели, что это профанация. Водители этот пин-код либо писали прямо на карточке, либо приклеивали на нее бумажку с номером пин-кода чтобы не забыть. Но сейчас времена изменились, даже сам процесс приема карточек стал другим. Раньше при подходе к окошку никто тебе пинпад не давал, просили сказать пин-код, водитель его вслух произносил и тому, кто собирался украсть карту, было достаточно просто постоять рядом, и услышать эти цифры. Это была профанация. Сейчас, когда изменились условия приема карт и на большинстве заправок появились удобные стойки, где водителю дают пинпад, мы ввели пин-коды, но их самостоятельно устанавливает предприятие в личном кабинете: может установить пин-код, может не устанавливать. Тогда, условно говоря, по умолчанию будет четыре нуля и карта активируется.

 

Кор. : В заключение Ваш совет автоперевозчикам – на что, прежде всего, стоит обратить внимание при выборе топливного оператора?

М. Н. : Выбирая топливного оператора надо понимать, что вы не просто покупаете топливо, а вы выбираете компанию, которая будет решать ваши топливные проблемы. Это несколько более сложная задача, поэтому главный критерий это даже не та цена, по которой вас заправляют, цены всё равно примерно близки друг к другу, это даже не технологические преимущества, а это те люди, с которыми вы работаете. Существуют ли в топливной компании люди, к которым вы можете обратиться в сложный момент, на кого вы можете положиться и быть уверенными, что в воскресенье в 12 часов вечера кто-то будет решать вашу проблему с машиной, которая оказалась по какой-либо причине без топлива в сорокаградусный мороз за 2 тысячи километров от Москвы? Или в безвыходной ситуации заправит ваш автомобиль даже несмотря на то, что вы попали в стоп-лист? Если этих людей нет – вы заложники и рано или поздно вы попадете, а скорее всего, будете попадать регулярно, на деньги и на нервы. Как я в шутку говорю, женятся на красоте, а разводятся совсем по другим причинам. Так и в топливных операторах. Большинство стремится выбрать по цене, чтобы на данный момент цена была получше, хотя она потом неоднократно изменится, а потом в ужасе убегают совершенно по другим причинам: потому что в ответственный момент выяснилось, что вы в этой компании никому не нужны, и заниматься вами никто не собирается.  

 

Беседовал Вадим Попов

Другие материалы в этой категории:

Контакты

142171, РФ, г. Москва, г. Щербинка,

ул. Спортивная, дом 7

+7 (495) 785-24-44

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон горячей линии

+7 (926) 226-3082

+7 (916) 827 0449