НОВОСТИ КОМПАНИИ ▶

1 апреля 2016 г.

Топливный талон для госкомпании

Мы встретились с генеральным директором компании «Инфорком» Михаилом Никиным, чтобы поговорить обо всех преимуществах, которые дают современные технологии  заправки топлива для государственных компаний.

 

- Начнем с простого вопроса: почему об особенностях работы с госкомпаниями стоит говорить особо? Взаимодействие с ними настолько отличается от работы с коммерческими компаниями?

- В России по-прежнему значительная часть хозяйственной деятельности в стране приходится не на коммерческие структуры, и это данность, которая сложилась исторически. Действительно, традиционно мы всегда говорили о заправке топливом коммерческого транспорта. И вот настало время поговорить о заправке некоммерческого транспорта, то есть о том, что можно обобщенно назвать госуслугами. Подчеркнем, что под этим подразумеваются федеральные и муниципальные государственные предприятия, а также предприятия субъектов федерации.

Вопрос перехода на цивилизованные способы заправки для них особенно актуален, потому что если никому из коммерческих перевозчиков уже не надо объяснять что такое топливные карты, то сейчас, приезжая на обучение в довольно крупные предприятия, мы видим, что тут с такими способами знакомы не все.

Возьмем, для примера, управление благоустройства и озеленения одного из крупнейших подмосковных городов в Подмосковье, где грустный директор вместе с главным бухгалтером выслушивают все, что им говорят о пластиковой карте и отвечают «Знаете, наверное, нам это и не нужно. Мы вот тут потихонечку по ведомостям заправляемся и, наверное, так и будем заправляться». Сразу расскажу о концовке этих переговоров. Когда они, наконец, понимают, а что собственно им дают топливные карты, от какого первобытного ручного труда они их избавляют, то приходят в изумление, и заканчивают переговоры фразами «А давайте вы нам еще масла будете поставлять по госзаказу, и еще технологические жидкости, и еще запчасти!».

 

 

- И как скоро заправка по ведомостям станет анахронизмом?

- Переход на эти цивилизованные способы только происходит, но произойдет он неизбежно и очень быстро. Причина, прежде всего объективная – государство, президент России жестко требуют сократить госрасходы. И в этом направлении очень много делается, то есть, приняты государственные законы в соответствии, с которыми и происходят торги и закупки. Но когда мы говорим о топливе, тут есть одна большая особенность – если чиновники позволяют себе умножать себе цены кратно, то есть изменяя, в совершенно неразумную сторону стоимость закупок по каким-то другим позициям (автомобили, запчасти), то на топливе это сделать невозможно. Каждый человек, который едет по дороге, видит, сколько стоит топливо. И разница в цене может составлять ну максимум 5 процентов. Вот весь разбег, который существует в госзакупках топлива: не важно – по картам, по талонам, по ведомостям, но дальше начинается самое главное – дальше начинается его бесконтрольное расходование. И здесь речь идет уже не о 3-5 процентах, здесь речь идет уже о десятках процентов. И можно сколько угодно восклицать «Сократите расходы! Сократите хищения!», но если у вас нет механизма контроля, механизма учета, то это так и останется на уровне восклицаний на собраниях, на совещаниях, в приказах. И использование современных топливных электронных способов – топливные карты, электронные топливные талоны для учета выдачи топлива – это и есть путь привести нормирование к цивилизованному современному уровню.

 

- Сразу же возникает вопрос по прозвучавшему свежему слову – «топливные талоны». Потому что про карты вроде бы уже как привычно, а вот электронные талоны – это новинка?

- Со времен Советского Союза для заправки государственных предприятий традиционно использовались бумажные топливные талоны. Это достаточно простая форма учета, нормирования, если бы не две главных проблемы. Проблема первая – легкость подделки, и проблема вторая – это развитие хищений, связанных с талонами: их можно пустить второй раз в оборот, их можно перепродать. И, пожалуй, еще третья проблема – это ручной труд: их хранение, раздача, их последующая инкассация с АЗС, их пересчет и гашение. В силу того, что они действительно все равно для многих очень удобны, они живы по настоящую пору. Их пытаются защищать средствами защиты (штрих-кодами, голограммами) но от подделок это не спасает. И компания «Инфорком» первой сделала электронный топливный талон.

 

- Что он из себя представляет?

- Это абсолютный аналог топливной карты с ничем не отличающимся функционалом. То есть точно так же можно использовать пин-код для того чтобы он сработал только в руках его держателя, транзакция происходит в реальном времени, в онлайне и тут же отражается на компьютере, в отличие от традиционного талона, который непонятно где был потрачен. Точно так же эти талоны можно блокировать и разблокировать, а также продлевать срок действия талона на новые периоды. Хранение не активированных талонов не требует сейфов, электронные талоны позволяют менять список АЗС, где они могут быть приняты, они защищены от подделки и повторного использования, единообразие оформления талонов предотвращает путаницу. Также среди преимуществ перед топливными картами можно назвать фиксированную цену, затем для топливного талона сразу формируется пакет бухгалтерских документов, а кроме того талоны можно постепенно активировать по мере необходимости, таким образом экономя на логистике. И, собственно, все, что дальше будет сказано про топливные карты, можно смело проецировать на топливные талоны, но есть главное отличие. В силу того, что талон сделан с магнитной полосой, а не с микрочипом – он дешевый. И соответственно его можно использовать как одноразовый, потом выбрасывая в урну, как билет в московский метрополитен. Поэтому возникает сочетание всех тех преимуществ, что нес в себе топливный талон на протяжении многих десятилетий: удобство нормирования, когда выдал талон водителю, и если он сэкономил… назовем вещи своими именами, обналичил и продал что-то там из сэкономленного, то это его дело. Вы имеете законное право счесть эту норму, выданную ему на топливо, объективной, человек выполнил свое задание по перевозкам, а то, что он там сэкономил, получил дополнительно – это уже никого не касается.

 

- А есть ли спрос? И будет ли он сохраняться?

- Вот «Инфорком» сейчас получил только первую партию этих талонов и только начинает их использовать, и при этом вся первая партия – это примерно 1 миллион литров разных видов топлива – вся эта партия уже куплена. И мы вынуждены уже на двух производствах заказывать эти талоны, потому что одна не справляется с тем объемом, что мы заказали.

 

- И что нужно предприятиям, работающим в госсекторе, и имеющим совершенно различный транспорт – и легковой, и грузовой?

- У госпредприятий стоит в этой области несколько задач. Задача первая и самая главная – выполнить возложенные на них функции. Ну и соответственно для этого быть обеспеченными топливом везде, где им нужно. Вторая задача – это экономия средств, экономия топлива. И третья задача – это оптимизация трудозатрат на учет, документооборот, и другие виды офисного труда, связанные с заправкой топлива. В значительной степени все эти три задачи взаимосвязаны.

Приведу пример типичных переговоров с руководителем одной из госструктур, связанной с выполнением очень важных режимных государственных функций. Руководитель этой службы, весьма грамотный и нацеленный на решение всех этих задач человек, выслушав во время переговоров все преимущества, которые ему может предоставить топливная карта «Инфорком» и сама компания, в конце концов, произносит: «Ну, вы знаете, а вот такая-то очень крупная нефтяная компания готова нам предоставить скидку 5 процентов». Хотя в ходе переговоров я объяснил, что нормальная скидка должна быть не больше 3 процентов, потому что это серьезная работа и здесь есть закономерные накладные расходы. И вот он говорит, что ему готовы предоставить 5 процентов. Типовой ответ для него следующий: «Выбор конечно за вами, но главное заключается в том, что вы должны выполнить функции, которые на вас возложило государство. И за то, что вы выиграли тендер со скидкой 5 процентов, вас похвалят обязательно, но один раз. А за то, что вы вовремя не сможете подготовить документы, у вас не сойдутся взаиморасчеты на 20 рублей, и вам не закроют акты, казначейство не примет документы, не выделит деньги и вы останетесь без топлива, и, следовательно, не сможете выполнять на следующий квартал свои функции – вот за это с вас будут спрашивать каждый день. Поэтому выбор простой  – плохо, или я бы точнее сказал, как получится, но со скидкой 5 процентов, или качественно – со скидкой 3 процента».

Самое главное, что это не риторика и не публицистика – реальность выглядит именно таким образом. Когда приходит отчетный период – конец года, конец квартала, и начинается весь этот ужас закрытия контрактов, сверки расчетов, предоставления документов в казначейство, вот тогда обычно и начинают вспоминать то, что им говорили во время переговоров: что заправка топливом по топливным картам это очень серьезная работа, и количество нефтяных скважин и нефтеперегонных заводов к качеству этой работы не имеет абсолютно никакого отношения. Поэтому вопрос экономии, и, как я уже говорил, выполнения своих основных функций, в общем-то связан. Нельзя искать мегадешевых поставщиков – вы с большой вероятностью получите некачественную услугу. К тому же всем памятна волна банкротств поставщиков талонов, которые не смогли или не захотели выполнять свои обязательства. До сих пор тянутся суды и в офисах некоторых организаций до сих пор лежат ранее закупленные «мертвые» талоны.

Ну, и с этим конечно связан третий вопрос – это экономия офисной работы, когда современная топливная заправка, вот как у «Инфоркома», существует в режиме онлайн и позволяет самому клиенту выполнять все управленческие функции, то есть блокировать и разблокировать карты, раздавать лимиты, выбирать АЗС, на которых они заправляются, получать в удобном электронном виде бухгалтерские и управленческие документы. То есть удобство в том, что помимо, я подчеркиваю, бухгалтерских документов, есть управленческие, которые позволяют знать где, кто, сколько и почем у вас заправлял топливо.

Другая совершенно типовая ситуация на переговорах, когда руководитель одной из правоохранительных структур, во время переговоров говорит «Ну, даже не знаю, нужно нам это или не нужно, потому что я вижу, что вот я подписываю счета, мы заправляем у какой-то очень крупной нефтяной корпорации». Я им говорю «Давайте спросим исполнителя. Что скажет исполнитель?». И приходит заместитель, отвечающий за закупки, и дословно говорит следующее: «При всем уважении к этой нефтяной компании, какое счастье, что пришел «Инфорком»! Потому что мы устали стоять на коленях перед этой нефтяной компанией и упрашивать изменить что-то в документе, потому что внутренняя служба нашей структуры требует другую форму документов, а нефтяная компания вообще ничего не хочет менять. И по любому документальному вопросу приходится её упрашивать. А уж если нужно открыть дополнительную АЗС для удаленного подразделения, то лучше вообще к ним не обращаться – вопрос никогда не решат. Приходится проводить дополнительные тендеры на закупку топлива для удаленного подразделения».

Какой выход из этой ситуации?  Гибкость. Мотивированность. Может ли она быть у крупных топливных корпораций? При всем уважении к ним – конечно, нет.

Более того, мы ставим еще задачу в будущем за наших клиентов эту информацию систематизировать. То есть в 2016 году мы приготовим те программы, которые по желанию нашего клиента будут ему выстраивать из его цифр графики, диаграммы, гистограммы, которые будут давать ему фактически топливный аудит, экономику всей их заправки – где и когда, сколько, где больше, где меньше, как в динамике выглядят их заправочные процессы.

Кстати говоря, когда мы говорим об этой «документальной» работе, важен опыт правильного проведения торгов, правильной подготовки контракта, потому что в этом есть огромное количество специфики, потому что торги происходят на разных площадках и у разных уполномоченных госструктур, с совершенно разными требованиями. Поэтому в топливной компании нужен действительно подготовленный персонал и его должно быть много, чтобы компания могла грамотно, не подставляя никого, обеспечить заключение контрактов, их выполнение и их закрытие.

 

- Такое впечатление, что «Инфорком», как-то вдруг неожиданно занялся этим направлением – заправка госпредприятий.

- Это действительно так, здесь сошлись объективные и субъективные процессы. Объективный процесс, это то, что нашей стране реально обозначился очень серьезный вектор борьбы с коррупцией, борьбы с откатами, с излишними ненормированными расходами, и соответственно возник спрос на «Инфорком», как на лучшую технологию на настоящий момент, позволяющую реализовать эту тенденцию.

Два года назад, из службы закупок одной из крупнейших госкорпораций России пришли с тем, чтобы заправлять по топливным картам «Инфорком» свой транспорт, причем пришли сами. Проанализировав рынок, они пришли к выводу, что мы именно те, кто им нужен. И во время разговора они специально подчеркнули, предупредили, чтобы ни на одном уровне исполнителей не было даже намеков на какие-то личные интересы, потому что речь идет только о том, чтобы обеспечить качественную услугу, чтобы обеспечить экономию государственных средств.

На протяжении двух лет я слышал многократно от руководителей госкомпаний, от чиновников совершенно разных уровней, которые говорили, что «мы получаем те зарплаты, которые мы никогда, ни при каких обстоятельствах, уже нигде в другом месте не получим и задача – усидеть в своем кресле». И соответственно способ усидеть – это качественно выполнять свои функции.

Очень важный технологический  момент в плане выполнения контрактов по госзакупкам – это открытие дополнительных АЗС. О чем идет речь? Плечо подачи автомобиля до заправки должно быть комфортным, оно не должно превышать разумный километраж. И когда речь идет о наших крупных нефтяных компаниях, разумеется, там никто этим вопросом заниматься не будет. Вот где стоит АЗС «Роснефти», там она и стоит, а идти договариваться с какой-то частной заправкой какого-то ИП-шника для того чтобы там принималась карточка под клиента – у них никто этим серьезно заниматься не будет. И конечно здесь есть огромная ниша для «Инфоркома». Мы этим занимаемся. Мы каждый месяц открываем десятки, а то и сотни новых точек приема под конкретных клиентов, под выполнение тех контрактов, которые мы выиграли. Это в том числе одна из причин, почему сеть «Инфоркома» достаточно серьезно расширяется и в настоящее время составляет 1800 АЗС.

На госкомпании возложены сложные задачи. Заправка топливом для них является обеспечительной и очень затратной функцией. Поэтому если госкорпорация ставит перед собой серьезную задачу забыть обо всех проблемах, связанных со снабжением топливом, получать его по объективно низкой рыночной цене, не тратить время на учет, на согласование документов, на ручную обработку, и иметь инструмент сокращения потребления топлива, его правильного нормирования, то для этого существует правильный инструмент, проверенный двадцатипятилетним опытом – компания «Инфорком», предоставляющая топливные карты, топливные талоны и топливо с доставкой.

Сегодня есть объективные процессы внутри страны, когда перед госслужбами поставили задачу борьбы с коррупцией. И есть субъективный процесс – это созревание самого «Инфоркома», то есть его технологий: это переход на онлайн, опыт его сотрудников, создание внутри отдельного отдела по госзакупкам. И вот по времени эти два процесса сошлись.

Инфорком – это не просто посредник – это производство, производство очень тонко настроенной качественной и востребованной услуги, которая всем своим потенциалом и механикой процесса призвана работать четко, слажено и без сбоев. Опыт работы Инфорком в области обеспечения государственных закупок более двух лет, наши специалисты регулярно проходят обучение, владеют юридическими тонкостями и заинтересованы выстраивать работу так, чтобы государственному заказчику было легче выполнять свою функцию.

Это огромная интересная работа, и без всяких натяжек я могу сказать – мы в ней лучшие.

 

Беседовал Вадим Попов.