Дизельное топливо (ДТ) – это продукт, получаемый в процессе нагревания нефти и разложения ее на фракции. Одна из полученных фракций - керосиново-газойлевая – подвергается дальнейшей обработке, в ходе которой изменяется ее химический состав: добавляются углероды, присадки, изменяется цетановое число. Итоговый продукт становится дизельным топливом с нужными (сезонными) характеристиками.
В России требования к производству и параметры дизельного топлива описаны в Техническом регламенте Таможенного союза (2011 год) и ГОСТе 32511-2013 (EN 590:2009). В Европейском союзе главным стандартом является EN 590 «Automotive fuels — Diesel — Requirements and test methods», устанавливающий известные нам ЕВРО-5 и ЕВРО-6.
Основные потребители дизельного топлива – это железнодорожный и коммерческий грузовой транспорт, городские автобусы, сельскохозяйственная, дорожная и другая спецтехника. Часто дизель используется различными водными судами, и промышленными агрегатами (например, генераторами). Секрет его «популярность» кроется в экономике – расход дизельного двигателя в среднем на 35% меньше, чем бензинового, а получаемая мощность при сжигании единицы топлива даже больше. Но есть у дизеля и один минус…
Виды дизельного топлива
Дизельное топливо очень чувствительно к температуре окружающей среды. В отличие от бензина, состоящего из смеси легких углеводородов, не реагирующих на температурные колебания, дизель обладает параметром «Вязкость». При низких температурах топливо может стать густым и желеобразным, а в экстремальных условиях даже застыть. Это связано с большим количеством парафинов в химическом составе, которые кристаллизуются уже при температуре -5 ℃. Такое топливо не пригодно для использования в двигателях внутреннего сгорания – его нужно подготавливать к каждому сезону отдельно, например, добавлениям различных присадок, уменьшающих вязкость дизеля при снижении температуры окружающей среды.
Из этой важнейшей характеристики вырисовываются четыре вида дизельного топлива:
- Летнее (Л).
- Межсезонное (E,F).
- Зимнее (З).
- Арктическое (А).
Характеристики дизельного топлива
Основной состав дизельного топлива одинаковый, но количественные показатели компонентов и их физических свойств разнятся. Именно это различие и определяет какое топливо будет на выходе – летнее, зимнее или арктическое. К этим характеристикам дизельного топлива относятся:
- Цетановое число;
- Плотность (при температуре 20 ℃);
- Вязкость (при температуре 40 ℃);
- Температура замерзания;
|
Летнее ДТ |
Зимнее ДТ |
Арктическое ДТ |
Цетановое число |
40-45 |
45-51 |
51 и выше |
Плотность, кг/м3 |
845-865 |
825-845 |
760-820 |
Вязкость, мм/с |
4 – 6,1 |
1,8 – 5,1 |
1,45-4,6 |
Температура замерзания, ℃ |
-10 |
-30 |
-60 |
Не менее важными характеристиками дизельного топлива являются воспламеняемость и содержание серы.
Воспламеняемость напрямую связана с цетановым числом – характеристика улучшается с его ростом. ГОСТ 32511-2013 устанавливает нижний порог температура вспышки (воспламенения) для дизельного топлива на отметке 55 °C.
Содержание серы – это требования экологического законодательства, которое из года в год старается уменьшить объем вредной для здоровья и окружающей среды примеси в дизельном топливе. В том числе по этому параметру определяется экологический класс в России (от К2 до К6) или более известные широкой аудитории Евростандарт (от ЕВРО-1 до ЕВРО-6).
Евростандарт на дизельное топливо
Евростандарт EN 590 классифицирует дизельное топливо на основе химического состава и регулирует в нем содержание вредных для окружающей среды и здоровья человека веществ: серы, оксида углерода, оксида азота и количество взвешенных частиц. В странах таможенного союза применяют экологические классы по содержанию серы в топливе. Получается, что требования Евростандарта (ЕВРО) гораздо выше экологических классов (К), но имеет место их прямое соответствие по параметру «содержание серы».
На 2025 год выделяют 6 стандартов ЕВРО и 4 экологических класса:
- Евро-1 (нет соответствия экологическому классу).
- Евро-2 (соответствует K2). Допускает содержание серы не более 500 мг/кг;
- Евро-3 (соответствует K3). Допускает содержание серы не более 350 мг/кг;
- Евро-4 (соответствует K4). Допускает содержание серы не более 50 мг/кг;
- Евро-5 (соответствует K5). Допускает содержание серы не более 10 мг/кг;
- Евро-6 (нет соответствия экологическому классу).